vse-zabolevaniya.ru
ГлавнаяФизиологияФизиологические основы поведения -> Внимание

Внимание


Внимание нельзя рассматривать как самостоятельный психический процесс, поскольку она не имеет своего содержания. Внимание характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает избирательность (селективность) течения любой психической деятельности, способствует избирательному приему и переработке различной информации. Изучение внимания имеет большое значение для решения ряда практических задач (работа диспетчера, служба наблюдения и т.п.).
Различают несколько форм внимания: сенсорная (зрительная, слуховая и т.д.); двигательная (проявляется в регуляции движений, действий, навыков, их осознании) интеллектуальная (внимание к предмету, познавательной, интеллектуальной деятельности и др..) Эмоциональная (к стимулам, которые имеют эмоциональное значение). Выделяют также два уровня внимания - произвольный и непроизвольный. Непроизвольное внимание является врожденной, произвольная же - формируется по мере развития других психических функций и является социально опосредованным типом внимания. У взрослого человека она тесно связана с языком. Непроизвольное внимание зависит преимущественно от функций нижних отделов мозгового ствола и среднего мозга, в то время как произвольная - от деятельности коры большого мозга, прежде медиобазальных отделов лобной и височной долей. До формирования сенсорного внимания имеющих отношение корковое зона и таламокортикальных звена соответствующих (зрительной, слуховой и др.). Сенсорных систем. В случае их повреждения нарушается осознание стимулов соответствующей модальности (зрительных, слуховых, тактильных) и наблюдаются так называемые явления обращении внимания, или игнорирование тех или иных стимулов. Эти нарушения не имеют ничего общего с нарушениями восприятия. Двигательная внимание контролируется передними отделами большого мозга (особенно правого полушария) - премоторной, префрональнимы, базальными ядрами и др.. За интеллектуальную внимание ответственное прежде кора лобных долей мозга, а за эмоциональную - лимбическая система. Таким образом, в механизмах формирования различных форм внимания принимают участие различные структуры мозга.