Внимание нельзя рассматривать как самостоятельный психический процесс, поскольку она не имеет своего содержания. Внимание характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает избирательность (селективность) течения любой психической деятельности, способствует избирательному приему и переработке различной информации. Изучение внимания имеет большое значение для решения ряда практических задач (работа диспетчера, служба наблюдения и т.п.).
Различают несколько форм внимания: сенсорная (зрительная, слуховая и т.д.); двигательная (проявляется в регуляции движений, действий, навыков, их осознании) интеллектуальная (внимание к предмету, познавательной, интеллектуальной деятельности и др..) Эмоциональная (к стимулам, которые имеют эмоциональное значение). Выделяют также два уровня внимания - произвольный и непроизвольный. Непроизвольное внимание является врожденной, произвольная же - формируется по мере развития других психических функций и является социально опосредованным типом внимания. У взрослого человека она тесно связана с языком. Непроизвольное внимание зависит преимущественно от функций нижних отделов мозгового ствола и среднего мозга, в то время как произвольная - от деятельности коры большого мозга, прежде медиобазальных отделов лобной и височной долей. До формирования сенсорного внимания имеющих отношение корковое зона и таламокортикальных звена соответствующих (зрительной, слуховой и др.). Сенсорных систем. В случае их повреждения нарушается осознание стимулов соответствующей модальности (зрительных, слуховых, тактильных) и наблюдаются так называемые явления обращении внимания, или игнорирование тех или иных стимулов. Эти нарушения не имеют ничего общего с нарушениями восприятия. Двигательная внимание контролируется передними отделами большого мозга (особенно правого полушария) - премоторной, префрональнимы, базальными ядрами и др.. За интеллектуальную внимание ответственное прежде кора лобных долей мозга, а за эмоциональную - лимбическая система. Таким образом, в механизмах формирования различных форм внимания принимают участие различные структуры мозга.