Анатомия (от греч. Anatome ~ вскрытие) человека - наука о строении, форму происхождение и развитие организма в целом его составляющих (частей и систем) и их функции.
Задача анатомии как науки состоит в системном подходе к описанию формы, строения, положения и топографии частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Анатомия помогает познать основные этапы развития человека в процессе эволюции, формирования организма в условиях окружающей среды, особенности строения отдельных органов и систем в различные возрастные периоды. Для этого она использует данные эмбриологии, сравнительной и возрастной анатомии, антропологии, сведения о влиянии окружающей среды и социальных факторов, труда и спорта на строение организма.
Вместе анатомия человека является базой для других морфологических дисциплин. Ряд из них - гистология, эмбриология, физиология - возникли по анатомии и считались некоторое время частью науки. Позже, в связи с расширением научных исследований и накоплением знаний они отделились от нее.
Организм человека состоит из органов, которые объединяются в взаимосвязанные системы и находятся под непосредственным влиянием центральной нервной системы »потому анатомия изучает организм как единое целое.
Анатомия человека - один из важных разделов биологической науки - морфологии, она также тесно связана с целым рядом других морфологических дисциплин, в частности с цитологией - наукой, которая изучает тонкое строение клеток, гистологией - наукой об общих закономерностях микроскопической и ультрамикроскопические строения и развития тканей организма; эмбриологией-наукой о внутриутробном развитии человеческого организма антропологией и наукой, которая изучает происхождение и эволюцию человека, формирования человеческих рас и нормальные варианты строения и функции организма человека, а также со сравнительной анатомией, изучающая анатомические признаки животных от простых до сложных, включая приматов.
Сравнительная анатомия помогает понять общую историю происхождения человеческого организма в процессе эволюционного развития и филогенезе (от греч. Phylon - род, genesis - развитие) и становления человека - в антропогенезе (от греч. Antropos - человек). Одновременно она изучает процесс индивидуального развития личности в течение жизни - в онтогенезе (от греч. Ontos ff лицо). Этот процесс делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный) после рождения.
Анатомия тесно связана с физиологией - наукой о жизнедеятельности организма, они вместе составляют основу теоретической и практической медицины. По словам известного киевского анатома А. П. Вальтера "Анатомия в союзе с физиологией - царица медицины *. Анатомия и физиология изучают структуру живого организма, но с разных позиций: анатомия - с точки зрения формы и организации живого, а физиология - с точки зрения функции. Знание строения и функций организма человека необходимо врачу для понимания изменений, вызванных теми или иными заболеваниями. О значении анатомии в медицинском образовании известный анатом прошлого века Е. О. Мухин говорил: "Врач - не анатом не только не полезен, а вреден". В связи с большим объемом фактического материала и трудностями его усвоения строение организма человека сначала изучают по системному принципу, поэтому этот раздел анатомии и называется системной анатомией.
Системная анатомия включает: учение о костях (остеологии) и их соединения (артрология), о мышцах (миологии), внутренности (спланхнология), сердечно-сосудистую систему (ангиология), нервную систему (неврологию), органы внутренней секреции (эндокринологии) и органы чувств (естезиологию).
Кроме системной анатомии, различают:
- Топографическую анатомию (topos - место, grapho - пишу), изучающая форму и строение органов в различных участках тела и пространственное соотношение органов к кровеносных сосудов и нервов и имеет большое значение для клиники, особенно для хирургии - Возрастной анатомии, изучающая анатомические особенности в возрастном аспекте;
- Пластическую анатомию - науку о статике и динамике внешних форм тела человека (изучается в художественных учебных заведениях при подготовке скульпторов и художников);
- сравнительную анатомию, которая исследует строение тела животных на разных этапах эволюции, который помогает изучить историю развития организма человека;
- патологическую анатомию (patos - страдание), которая рассматривает поражены той или иной болезнью ткани и органы (изучается на старших курсах учебных медицинских заведений, после изучения нормальной анатомии).
В зависимости от методов исследования различают макроскопическую, и микроскопическую и микроскопическую анатомию, рентгеноанатомии и динамическую анатомию, которая изучает изменения, происходящие под влиянием занятий физическими упражнениями.