Ребенок – понятие, характеризующее человека, начиная с момента его рождения и до определенных возрастных границ, которые могут разниться в зависимости от особенностей национальной культуры тех или иных народов, юридических и правовых норм государства, а также различных теорий, характеризующих жизненный цикл человека. Фактически, это человек на протяжении периода между его рождением и началом периода его половой зрелости (пубертатный период). Девочка – ребенок женского пола, мальчик – ребенок мужского пола. Область медицины, которая занимается изучением анатомического и физиологического развития детского организма, а также причин и механизмов развития детских заболеваний называется педиатрия.

Историческая справка

Изучением физиологических и анатомических особенностей детского организма занимался еще Гиппократ, именно тогда появился его первый труд «О природе ребенка», датированный IV веком до н. э..

Позже, в I-II вв. последователями этого учения станут Гален, Цельс и Соран, чьи практические наблюдения и научные труды станут основой для изучения еще в течение десятков столетий для многих ученых лекарей. Пока в более поздний период (XV-XVI вв.), отмеченный появлением первых благотворительных приютов и детских воспитательных учреждений и организаций по всей Европе, создававшихся для детей сирот и подкидышей, в которых отмечалась высокая детская смертность, не стал толчком для развития интереса к особенностям детского организма. Именно в этот период было создано множество научных трудов, описывающих процессы воспитания и выхаживания детей.

В России же впервые был издан указ, согласно которому в Москве должно было начаться строительство специализированных госпиталей, с целью размещения в них незаконнорожденных младенцев, и выделении им и их кормилицам денежного жалования лишь в 1727 году Петром I. А позднее появилась идея, основанная на проблеме возрождения и сохранения российской нации, создания специализированных народных «богоделен» для детей, рожденных вне брака и издании специальных медицинских «наставлений» в помощь по проведению лечения детских заболеваний, которая принадлежала М.В. Ломоносову. Но, лишь спустя некоторое время, благодаря стараниям И. И. Бецкого, который стал автором проектов воспитательных домов для детей и разработчиком печатных изданий, с рекомендациями по уходу за детьми и их воспитанию, были официально открыты первые детские заведения подобного типа (в Москве – 1763 г, в Петербурге – 1771 г.).

Отмечают несколько периодов детского развития, поскольку организм ребенка на определенных этапах его развития имеет различные морфологические, физиологические и психологические особенности.
  • Первые 28 дней после рождения ребенка относятся к периоду новорожденности;
  • Период, начиная с 29 дня от рождения ребенка и до года – грудной возраст ребенка;
  • Период от одного года и до трех лет называется ясельным или преддошкольным возрастом ребенка;
  • Дошкольный возрастной период протекает, начиная от трех лет и до семи лет включительно;
  • Период развития ребенка, начиная с семи лет и до одиннадцати – младший школьный возраст;
  • Старшим школьным возрастом, считается период, начиная с двенадцати лет и заканчивая семнадцатью-восемнадцатью годами.